Средняя школа № 51 имени А. М. Аблукова
город Ульяновск
  • Спорт и физкультура в школе

    Спортивные секции и дополнительные программы

    Спортивные секции,работающие на базе образовательного учреждения:

    -греко-римская борьба-ежедневно с 14.00-18.00

    -настольный теннис -вторник,15.30-19.00,четверг 15.30-19.00, суббота 12.00-16.00

    -флорбол -понедельник 17.00-18.00, среда 15.00-17.00,пятница 17.00-19.00,суббота 10.00-12.00

    -спортивная аэробика: вторник 14.00-16.00, четверг 14.00-16.00

    В образовательном учреждении разработана дополнительная программа по здоровьесбережению.

    Программа  здоровьесбережения


    «Здоровьесберегающая  среда  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска

     «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»


    на 2021-2025 учебные годы

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

    1.

    Полное название программы

    «Здоровьесберегающая среда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»

    2.

    Цель программы

    Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и формирование у них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый и безопасный образ жизни.

     

    3.

    Направление деятельности.

    Учебно-развивающее

    4.

    Авторы программы

     Инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба

     

    5.

    Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»»

    6.

    Адрес, телефон, электронная почта

    432049, г. Ульяновск, ул. Артема, д 8

    40-08-43, schooln51@mail. ru
     

    7.

    Место реализации

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»»

    8.

    Количество учащихся

    691 человек

    9.

    Возраст учащихся

    от 7 до 17 лет

    10.

    Сроки проведения.

    2021-2025 г.

     

    «Здоровьесберегающая среда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

     города Ульяновска

     «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова» »


    Паспорт программы

    Необходимость создания программы:

     ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

    Основные разработчики программы:  

     инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба


    ЦЕЛЬ:

     формирование у обучающихся   понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

    ЗАДАЧИ:

    • отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
    • создать информационный банк показателей здоровья и образа жизни  обучающихся;
    • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
    • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
    • осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья обучающихся;

    Сроки реализации программы: 2021 – 2025 гг.
    Перечень основных блоков:

    • Педагогический

    (работа классных руководителей, учителей физической культуры, учителей-предметников);

    • Психологический

    (работа педагога-психолога, центра «Росток»);

    • Социальный

    (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования, центром здорового питания, поликлиниками г. Ульяновска);

    • Блок двигательной активности

    (физическое развитие)

    Исполнители. Педагоги школы, родители, учреждения дополнительного образования, представители центра здорового питания, врачи поликлиник г. Ульяновска
     

    Ожидаемые результаты.
     

    • .Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника.
    • .Организация систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров.
    • Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
    • Создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет пользоваться для совершенствования модели медико- психолого- педагогического сопровождения учащихся.
    • Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
    • Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков;
    • Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
    • Разработка рекомендаций для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
    • Включение в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
    • Создана комнаты психологической разгрузки для обучающихся;
    • Организация системы кружковых  занятий по формированию ЗОЖ.

    Система управления и контроля за реализацией программы.

    Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы, инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба.

    Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.

    Предлагаемая модель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является последовательной системой реализации комплексной программы сохранения и укрепления здоровья школьников. Реализация школы здоровьесберегающего проекта при воплощении данной модели в образовательном пространстве обеспечит переход образовательного учреждения к статусу «Здоровьесберегающее образовательное учреждение».

    Предлагаемая программа «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения может быть охарактеризована как интегральная модель, поскольку включает в себя все наиболее распространенные в настоящее время виды здоровьесберегающей деятельности школы, применяемые в системе образования. Система мониторинга здоровьесберегающей деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова» отвечает основным положениям, оформленным в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации № 2106 от 28 декабря 2010 года).

    1.Введение.

    По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровье-основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.

    В Концепции охраны репродуктивного здоровья населения страны, принятой в Российской Федерации, одной из наиболее острых проблем называется медико-социальная. А значит, проблемы охраны репродуктивного здоровья населения приобретают особую социальную значимость. В настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50% приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных, и российских специалистов таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:

    • 50%- образ жизни;
    • 20%- условия внешней среды;
    • 20%- особенности организма, наследственность;
    • 8-12%- система здравоохранения.

    Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье- у нас не будет будущего. Будущее нашей страны- счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено: «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья».

    При организации работы, ориентированной на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, в настоящее время используется комплексный подход. Тематика здоровья так или иначе пронизывает весь образовательный подход.  Темы здоровья достаточно легко интегрируются в уроки биологии, химии, географии, обществознания, математики, иностранного языка, ОБЖ, технологии. Накоплен большой методический материал проведения уроков здоровья или минуток здоровья по всем предметам.

    Уроки физической культуры по сравнению с другими уроками предоставляют дополнительные возможности для формирования здорового образа жизни. Помимо двигательных способностей у подростков развиваются волевые качества личности, произвольная регуляция поведения, формируются нравственные качества.

    Большой потенциал заложен в таких мероприятиях, как дни здоровья. Общение учащихся с педагогами в неформальной атмосфере способствует возникновению доверительных отношений. Дни здоровья стимулируют интерес детей и побуждают их к активному участию в деятельности.

              Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранения здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

     Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения де­тей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья учащихся и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

    Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел   «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.

              Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования самой важной базовой  характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных,- здоровья.

     Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

       Программа является подтверждением  особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных конфессиональных и других отличий.

       Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

    Программа опирается в своих положениях на:

    • Конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Конституцию Российской Федерации;
    • Федерального закона Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.»;
    • Национальную доктрину образования Российской Федерации;
    • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО.
    • Инициативу «Наша новая школа».

    Основной стратегической целью программы «Здоровье» образовательного учреждения на 2021-2025 годы является содействие всем участникам образовательного процесса в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.

    Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

    • совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;
    • организация методической поддержки педагогам в реализации цели программы;
    • разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствования здоровьесберегающих инновационных технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей;
    • обеспечение формирования у учащихся мотивации к стремлению заботиться о своем здоровье и умению вести ЗОЖ, у педагогов - мотивации к валеологизации учебно- воспитательного процесса, освоению валеологических технологий в учебном процессе, к деятельности по сохранению собственного здоровья, у родителей- мотивации совместной деятельности по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительской работы;
    • установление эффективных путей взаимодействия с родителями, различными специалистами в области здоровьеобеспечения;
    • построение диагностической системы отслеживания состояния здоровья детей в форме мониторинга.

     2.Цели программы:

    • создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
    • усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
    • создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
    • развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
    • обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
    • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.

     3.Задачи программы:

    • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
    • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
    • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
    • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
    • развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
    • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
    • посещение научно-практических конференций, семина­ров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.

     4.Функции различных категорий работников школы

    1.Функции  медицинской службы школы:

    • проведение диспансеризации учащихся школы;
    • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
    • выявление учащихся специальной медицинской группы.

    2.Функции администрации:

    • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
    • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
    • организация преподавания вопросов на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
    • организация и контроль уроков физкультуры;
    • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
    • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
    • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;
    • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
    • организация работы психологической  службы в школе.

    3.Функции классного руководителя:

    • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании,  табакокурения;
    • организация и проведение профилактической работы с родителями;
    • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
    • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
    • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
    • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

     5.Участники программы:

    • учащиеся
    • педагогическое сообщество
    • родители.
    • социальные партнеры 

     6.Сроки и этапы реализации программы:

    І этап  - 2021 – 2022 гг.

    ІІэтап  -  2022 – 2023гг.

    III этап – 2023-2024 гг

    IV этап – 2024 – 2025 гг

    1 этап - определение концептуальной линии развития ОУ (1 год):

    • анализ уровня заболеваемости(включая диагностику аппаратно-программным комплексом для предварительной доврачебной оценки и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья школьников АРМИС), динамики формирования отношения к  вредным привычкам;
    • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
    • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

    2 этап – формирование научно-методической базы ОУ здоровьесберегающего типа  (1 год):

    • совершенствование материально-технической базы ОУ;
    • создание «Центра здоровьесберегающей педагогики» школы;
    • разработка научно-методических положений программы здоровьесберегающего образования;       
    • подбор диагностических методик для определения индивидуального профиля учащегося;
    • программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся
    • разработка «Дневника здоровья учащегося»

    3 этап – разработка программ деятельности здоровьесберегающего образовательного учреждения (1 год):

    • внедрение программ психофизического сопровождения образовательного процесса в ОУ;
    • разработка методов диагностики уровня здоровья на базе «Медицинского кабинета» школы;
    • разработка программы обучения педагогов технологиям здоровьесбережения и индивидуализации обучения;
    • обобщение передового педагогического опыта и разработка учителями собственных здоровьесберегающих образовательных технологий с последующим внедрением их на уроках.

    4 этап – разработка моделей индивидуализации обучения

    • работа инновационной группы учителей ОУ по разработке и внедрению технологий здоровьесбережения на основе индивидуализации обучения;
    • обобщение передового педагогического опыта и разработка учителями собственных технологий индивидуализации обучения с последующим внедрением их на уроках

    4 этап – практическая реализация программы развития ОУ здоровьесберегающего типа.

    • Работа педагогов всех МО школы по внедрению технологий здоровьесбережения и индивидуализации обучения;
    • Проверка результативности внедряемых здоровьесберегающих образовательных технологий и технологий индивидуализации обучения
    • Разработка программ самоаудита здоровьесберегающей деятельности ОУ;
    • Публикация полного пакета материалов функционирования собственного здоровьесберегающего ОУ

    Общее представление о здоровьесберегающей среде

     в образовательном учреждении

    Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию здоровьесберегающей деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательного учреждения:

    • Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм
    • Учет возрастных особенностей обучающихся
    • Режим учебно-познавательной деятельности
    • Организация питания
    • Социально-педагогические условия обучения

    Слагаемые здоровьесберегающей среды:

    • Родители, их взаимоотношения с ребенком
    • Школьная среда
    • Организация и содержание внеучебного времени
    • Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках)
    • Психологическая среда (общение с учителями и учащимися)
    • Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы)

    Условия формирования здоровьесберегающей среды

    в образовательном учреждении :

    1. Позиционирование ОУ в качестве здоровьесберегающего учреждения
      • Разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ
      • учет в любом решении ОУ аспектов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников
      • проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья
      • учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы

    Основные блоки здоровьесберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья в школе:

    Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся  предполагает:

    •         ведение дневника здоровья каждого школьника, что позволяет видеть статистику состояния здоровья по школе в целом:

    •         регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся:

    •         использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний

    •         обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах

    •         создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

    •         составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

    •         проведение физкультминуток;

    •         гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

    •         четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

    •         планомерная организация питания учащихся;

    •         реабилитационную работу:

              обязательное медицинское обследование, медицинские осмотры

              соблюдение мероприятий производственного контроля

    Блок просветительско-воспитательной работы предполагает:

    •         организацию «Дней здоровья», внеучебной деятельности и воспитательной работы здоровьесберегающей направленности;

    •         включение в учебный план образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

     Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:

    •         соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки;

    •         использование приемов индивидуализации обучения;

    •         строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических средств в учебном процессе;

    •         использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

    •         предупреждение проблем развития ребенка;

    •         обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

    •         развитие познавательной и учебной мотивации;

    •         формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

    •         совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;

    •         организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

    Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:

    •         регулярное проведение  спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

    •         привлечение системы кружковой, внеклассной и внеучебной деятельности  к формированию здорового образа жизни учащихся;

    •         организация динамических перемен, физкультпауз на уроках;

    •         эффективная работа с учащимися всех групп здоровья, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

    Блок здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения предполагает:

    •         соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;

    •         наличие в образовательном учреждении состава специалистов, обеспечивающих здоровьесберегающую работу

    •         оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, медицинского кабинета, стоматологического кабинета, центра здорового питания.

    Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями предполагает:

    •         проведение в образовательном учреждении постоянно действующих лекториев в рамках Агитпоезда «За здоровы образ жизни и счастливую семью» по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья;

    •         повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения;

    •         обеспеченность образовательного учреждения необходимой научно-методической литературой

    Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности

    образовательного учреждения

    Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровьесберегающей деятельности.

    •         Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего образовательного учреждения

    •         Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций

    •         Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе

    •         Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования

    •         Организация самоаудита школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы

    Раздел 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре образовательного учреждения.

    •         Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы

    •         Организация питания обучающихся

    •         Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму образовательного учреждения

    •         Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению

    •         Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения.

    Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.

    •         Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса

    •         Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    •         Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

    Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения

    •         Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного учреждения

    •         Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении

    •         Физвоспитание в режиме дня школы

    •         Внеклассная физкультурно-спортивная работа

    •         Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения нормативов двигательной активности

    •         Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения

    Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся.

    •         Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока

    •         Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни обучающихся

    •         Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе образовательного учреждения.

    Раздел 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся

    •         Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися

    •         Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся

    •         Организация безопасной поддерживающей образовательной среды

    Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся)

    •         Организация медицинского обслуживания обучающихся

    •         Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся

    Раздел 8. Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов.

    •         Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ

    •         Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья

    •         Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся

    •         Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов образовательного учреждения.

    Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения:

    Цель данной работы: привитие норм здорового образа жизни на основе отказа от вредных привычек, соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил природы

    1. Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровьесберегающие технологии)
      • Требования к материально-техническому состоянию здания школы; организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов
      • Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежании переутомления
      • Организация рационального питания обучающихся – пища должна быть полноценной по химическому составу. Быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава
      •  Соблюдение общего режима дня обучающихся – режима двигательной активности, режима питания и сна
      • Формирование здорового образа жизни
      • Личная и общественная гигиена; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование одноразовых салфеток при чихании и кашле и т.д.
      • Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций
    2. Средства двигательной направленности (здоровьесберегающие технологии физкультуры и спорта)
    • Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений
    • Физкультминутки на уроках и подвижные перемены
    • Различные виды оздоровительной гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура
    • Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги и др.
    1. Медико-диагностические средства контроля за состоянием здоровья обучающихся (физиологические здоровьесберегающие технологии)
    • Работа «Медицинского кабинета» (доврачебный скрининг с выявлением проблемных зон здоровья)
    1. Средства организации благоприятной психолого-педагогической среды ОУ (психологические здоровьесберегающие технологии)
    • Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик
    • Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития
    1. Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса (здоровьесберегающие образовательные технологии)
    • Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс
    • Системный подход к организации образовательной деятельности
    • Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов здоровьесберегающей направленности для всех ступеней обучения
    1. Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию ЗОЖ)
    • Организация просветительского лектория
    • Культурно-массовые мероприятия
    • Работа с семьей обучающегося ( пропаганда здорового образа жизни через систему занятий в родительском лектории)
    • Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии)

    Модель личности ученика.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности  . В качестве основополагающей линии развития нашей школы в этом направлении выбрана концепция здоровьесберегающего образования. Школа должна стать «антропоцентричной», т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик, и, соответственно, все способы и формы организации школьной жизни подчинены целям его всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в здоровьесберегающей школе существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ученику большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровьесбережения. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогической деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями:

    • вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения;
    • дифференциацией обучения;
    • индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихся;
    • разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с особенностями развития

    Сотрудникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения учащихся.

    Для этого была создана прогнозируемая модель личности ученика:

    Модель выпускника первой ступени обучения

    Модель выпускника второй ступени обучения

    Модель выпускника третьей ступени обучения

    -знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены;

    -владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

    - знание основ строения и функционирования организма человека;

    - знание изменений в организме человека в пубертатный период;

    -умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

    - знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

    -поддержание физической формы;

    - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;- гигиена умственного труда.

    - стремление к самосовершенствованию,  саморазвитию и профессиональной пригодности  через физическое  совершенствование и заботу о своем здоровье;

    - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

    - знание различных оздоровительных систем;

    - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

    -способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;

    - гигиена умственного труда.

    Реализация программы направлена на формирование у учащихся

    культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

    • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
    • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
    • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную   (способность   управлять   своими   мыслями   и контролировать их);

    Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

    • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
    • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
    • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
    • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

    Методы контроля над реализацией программы:

    • проведение совещаний, педагогических советов школы;
    • посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
    • создание методической копилки опыта;
    • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
    • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

    План деятельности по реализации программы

    Мероприятия

    Ответственные исполнители

    Сроки

    Планируемый результат и выполнение

    1.

    Медицинское направление.

     

     

     

    1.1.

    Медико-педагогическая экспертиза:

    - анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе;

    -выявление учащихся специальной медицинской  группы;

    -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.

     

     

    ежегодно

    Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах

    1.2.

    Проведение диспансеризации учащихся школы.

    Детская поликлиника №5, Областная детская клиническая больница

    ежегодно

     

    1.3.

    Проведение  медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.

    ежегодно

    План медосмотров

    1.4.

    Медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья.

    ежегодно

    План медосмотров

    1.5.

    Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся.

    ежегодно

    план прививок

    1.6.

    Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

     Классные руководители , м/сестра

    ежегодно

    Классные журналы

    1.7.

    Анализ случаев травматизма в школе.

     

     заместитель директора по ВР

    ежегодно

    Материалы отчетов

    1.8.

    Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

    Классные руководители, заместитель директора по СР 

    ежегодно

    материалы

    отчетов

    1.9.

    Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

    Директор,  представители родительского комитета

    ежедневно в течение года

     

    1.10.

    Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

    • проветривание;
    • освещение;
    • отопление
    • вентиляция
    • уборка

    Заместительдиректора по АХР,  учителя, зам директора по УВР

    ежедневно в течение года

     

    1.11.

    Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

    заместитель директора

    по УВР

    ежегодно

    справка по оценке расписания

    1.12.

    Постоянный контроль за школьной столовой.

     директор школы,

    ежедневно в течение года

     

    2.

    Просветительское направление

     

     

     

    2.1.

    Организация просветительской работы с родителями через родительские собрания

    заместитель директора по УВР

    ежегодно

    график проведения родительских собраний

    2.2.

    Разработка и внедрение тематических родительских собраний по здоровому образу жизни.

    заместитель директора по СР

    ежегодно

    тематика собраний

    2.3.

    Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

    администрация школы

    ежегодно

    план работы

    2.4.

    Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

    администрация школы

    ежегодно

    план работы

    2.5.

    Подготовка и проведение педагогических советов по теме «Формирование здорового образа жизни»

    заместители директора

    ежегодно

    протокол педсовета

    2.6.

    Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).

    заместитель директора по ВР

    ежегодно

    план работы

    2.7.

    Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

    заместитель директора

    ежегодно

    план работы

    2.8.

    Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры.

    учителя-предметники

    в течение года

    планы

    уроков

    3.

    Психолого-педагогическое направление.

     

     

     

    3.1.

    Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

    - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

    -  изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе;

    -  выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;

    -  разработка и внедрение системы медико-физиологического   контроля за адаптацией учащихся    к различным формам   обучения.

    Педагог-психолог, классные руководители

    ежегодно

    диагностические исследования

    3.2.

    Конференция по  теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

    заместитель директора по УВР

     

    материалы конференции

    3.5.

    Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

    учителя-предметники

    ежегодно

    планы

    уроков

    4.

    Спортивно-оздоровительное направление.

     

     

     

    4.1.

    Организацию спортивных мероприятий.

     

    учителя физической культуры

    ежегодно

    план работы

    4.2.

    Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

    заместитель директора

    ежегодно

    план работы кружков и секций

    4.3.

    Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

    заместитель директора по ВР

    ежегодно

    план работы

    5.

    Диагностическое направление

     

     

     

    5.1.

    Мониторинг состояния здоровья детей.

    руководитель МС

    ежегодно

    результаты мониторинга

    5.2.

    Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».

    руководитель МС, психолог. социальный педагог

    ежегодно

    материалы семинара

    Календарный план реализации программы здоровьесбережения

    Сентябрь

    • Организация дежурства по школе и по классам.
    • Налаживание работы кружков и секций, организация внеурочной деятельности.
    • Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
    • Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
    • Организация питания учащихся.
    • Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
    • «Уроки чистоты».
    • Проведение внутришкольных и участие в районных, городских,областных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
    • Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
    • Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
    • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
    • Организация работы спецгруппы.

    Октябрь

    • Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
    • Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
    • Подготовка классов к зиме.
    • Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районных, городских, областных спартакиадах.
    • Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
    • Физкультминутки (ежедневно).
    • Подвижные игры на переменах (ежедневно).

    Ноябрь

    • Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
    • Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
    • Экскурсии.
    • Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
    • Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
    • Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.

     Декабрь

    • Проведение открытых  воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
    • Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
    • Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
    • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

    Январь

    • Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
    • «Весёлые старты».
    • Физкультминутки и динамические паузы.

    Февраль

    • Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
    • День защитника Отечества.
    • Физкультминутки и динамические паузы.

    Март

    • Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
    • Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
    • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

    Апрель

    • Всемирный день здоровья.
    • Операция «Милосердие», операция «Память».
    • Благоустройство школьной территории.
    • День здоровья.
    • Динамические паузы, физкультминутки.

    Май

    • Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
    • Мероприятия, посвященные  годовщине  Победы в ВОВ.
    • «Весёлые старты».
    • Проведение экскурсий на природу.
    • Презентация уроков чистоты.

    Июнь

    • Международный день защиты детей.
    • Всемирный день защиты окружающей среды.
    • Работа по плану летних каникул.

                                        Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ

                                                        по ступеням образования

    Ступень

    Уровень

    Задачи педагогов

    Прогнозируемые результаты

     

    Начальное звено:

    1-2-е классы

    Примитивно- поведенческий

    Формирование навыков санитарно- гигиенической культуры

    Отсутствие  вредных привычек

    3-и классы

    Приобщение к гигиенической культуре

    4-е классы

    Организация здорового образа жизни

    Среднее звено:

    5-6-е классы

    Эмоциональный

    Приобщение к здоровому образу жизни

    Стремление к ведению здорового образа жизни

    7-8-е классы

    Формирование полового самосознания и здорового образа жизни

    9-11-е классы

    Воспитание грамотного отношения к медико- профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека

    Цели и задачи физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности:

    Целями физкультурно-оздоровительной и спортивной  деятельности образовательной организации являются сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие потребности в здоровом образе жизни, формирование физически здоровой личности, содействие всем участникам образовательной деятельности в приобретении устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Проведение обучению здоровью в организации, осуществляющей образовательную деятельность систематически и непрерывно с учетом особенностей развития обучающихся (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

     Задачи физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности

     Деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, направлена на решение следующих задач:

    • применение здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности;
    • реализация пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья;
    • поддержка программ по укреплению и сохранению здоровья обучающихся;
    • организация обмена информацией, изучение и распространение передового опыта в деле защиты здоровья обучающихся в среде общеобразовательной организации;
    • использование инновационного опыта в организации профилактической деятельности;
    • разработка технологии психолого-педагогического сопровождения сотрудников и обучающихся в образовательной деятельности;
    • активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей;
    • предупреждение перегрузки обучающихся в учебной деятельности. Оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей обучающихся;
    • привлечение максимально возможного количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях;
    • развитие системы организации групп здоровья для ослабленных детей.

    Основными задачами деятельности спортивных секций являются:

    Основными задачами деятельности спортивных секций являются:

    • вовлечение учащихся в активную досуговую деятельность;
    • укрепление здоровья и воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время;
    • всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
    • развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
    • формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
    • совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.
    • Дети, регулярно посещая спортивные тренировки, имеют более крепкое здоровье, лучше усваивают образовательный материал, умеют работать в команде, а также достаточно дисциплинированные и ответственные. Поэтому спорт, независимо от направления, имеет положительный эффект. Посещение спортивных секций в школах осуществляется на добровольной основе.   Также посещение подобных занятий предполагает возможность участия ребенка в последующих турнирах между школами, что позволяет ему себя проявить и добиться значимых результатов.

    Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре.  К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной   программы.

    Внеклассная спортивно-массовая работа в школе сопровождается системой школьных спортивных соревнований — Спартакиад. Их любят учащиеся, они стимулируют их к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди школьников.  Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года: легкая атлетика, волейбол, минифутбол, настольный теннис.  Спортивные команды школы участвуют в городских и областных  соревнованиях и добиваются неплохих результатов.

    Условия для занятий физкультурой и спортом

    В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся.

    Для занятий физической культурой и спортов в школе имеется:

    спортивный зал (площадь 291 кв.м), оснащенный всем необходимым инвентарем и оборудование;

    зал для занятий аэробикой и фитнесом. (площадь 75.2 кв.м) оснащенный снарядами, оборудованием для занятий фитнесом.

    На территории  школы оборудован стадион с хоккейным кортом, футбольным полем, беговой дорожкой, гимнастической  площадкой,тренажерами.  Школьный стадион используется для осуществления образовательного процесса в рамках реализации дисциплины «Физическая культура», проведения занятий в спортивных секциях, занятий внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности, организации и проведения  спортивных и физкультурных мероприятий, занятий физической культурой и спортом учащихся и жителей проживающих в микрорайоне школы. 

    Преподаватели физкультуры

    Предстоящие события

    Новости по теме

    Все новости
    06 сентября 2021, 14:02

    Секции работающие в школе

    СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ. ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
    06 сентября 2021, 14:02

    Секции работающие в школе

    Руководитель секции "Спортивные игры" Синютина Елена Николаевна, приглашает на занятия учеников 10-х классов по понедельникам и вторникам в 14:15 в спортивный зал.

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie