Спортивные секции,работающие на базе образовательного учреждения:
-греко-римская борьба-ежедневно с 14.00-18.00
-настольный теннис -вторник,15.30-19.00,четверг 15.30-19.00, суббота 12.00-16.00
-флорбол -понедельник 17.00-18.00, среда 15.00-17.00,пятница 17.00-19.00,суббота 10.00-12.00
-спортивная аэробика: вторник 14.00-16.00, четверг 14.00-16.00
В образовательном учреждении разработана дополнительная программа по здоровьесбережению.
Программа здоровьесбережения
«Здоровьесберегающая среда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска
«Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»
на 2021-2025 учебные годы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА |
||
1. |
Полное название программы |
«Здоровьесберегающая среда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова» |
2. |
Цель программы |
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и формирование у них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый и безопасный образ жизни.
|
3. |
Направление деятельности. |
Учебно-развивающее |
4. |
Авторы программы |
Инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба |
|
||
5. |
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»» |
6. |
Адрес, телефон, электронная почта |
432049, г. Ульяновск, ул. Артема, д 8 40-08-43, schooln51@mail. ru |
7. |
Место реализации |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»» |
8. |
Количество учащихся |
691 человек |
9. |
Возраст учащихся |
от 7 до 17 лет |
10. |
Сроки проведения. |
2021-2025 г. |
«Здоровьесберегающая среда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Ульяновска
«Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова» »
Паспорт программы
Необходимость создания программы:
ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Основные разработчики программы:
инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба
ЦЕЛЬ:
формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
- отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- создать информационный банк показателей здоровья и образа жизни обучающихся;
- организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
- формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
- осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья обучающихся;
Сроки реализации программы: 2021 – 2025 гг.
Перечень основных блоков:
- Педагогический
(работа классных руководителей, учителей физической культуры, учителей-предметников);
- Психологический
(работа педагога-психолога, центра «Росток»);
- Социальный
(взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования, центром здорового питания, поликлиниками г. Ульяновска);
- Блок двигательной активности
(физическое развитие)
Исполнители. Педагоги школы, родители, учреждения дополнительного образования, представители центра здорового питания, врачи поликлиник г. Ульяновска
Ожидаемые результаты.
- .Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника.
- .Организация систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров.
- Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
- Создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет пользоваться для совершенствования модели медико- психолого- педагогического сопровождения учащихся.
- Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
- Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков;
- Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
- Разработка рекомендаций для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
- Включение в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
- Создана комнаты психологической разгрузки для обучающихся;
- Организация системы кружковых занятий по формированию ЗОЖ.
Система управления и контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы, инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба.
Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.
Предлагаемая модель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является последовательной системой реализации комплексной программы сохранения и укрепления здоровья школьников. Реализация школы здоровьесберегающего проекта при воплощении данной модели в образовательном пространстве обеспечит переход образовательного учреждения к статусу «Здоровьесберегающее образовательное учреждение».
Предлагаемая программа «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения может быть охарактеризована как интегральная модель, поскольку включает в себя все наиболее распространенные в настоящее время виды здоровьесберегающей деятельности школы, применяемые в системе образования. Система мониторинга здоровьесберегающей деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова» отвечает основным положениям, оформленным в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2106 от 28 декабря 2010 года).
1.Введение.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровье-основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
В Концепции охраны репродуктивного здоровья населения страны, принятой в Российской Федерации, одной из наиболее острых проблем называется медико-социальная. А значит, проблемы охраны репродуктивного здоровья населения приобретают особую социальную значимость. В настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50% приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных, и российских специалистов таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:
- 50%- образ жизни;
- 20%- условия внешней среды;
- 20%- особенности организма, наследственность;
- 8-12%- система здравоохранения.
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье- у нас не будет будущего. Будущее нашей страны- счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено: «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья».
При организации работы, ориентированной на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, в настоящее время используется комплексный подход. Тематика здоровья так или иначе пронизывает весь образовательный подход. Темы здоровья достаточно легко интегрируются в уроки биологии, химии, географии, обществознания, математики, иностранного языка, ОБЖ, технологии. Накоплен большой методический материал проведения уроков здоровья или минуток здоровья по всем предметам.
Уроки физической культуры по сравнению с другими уроками предоставляют дополнительные возможности для формирования здорового образа жизни. Помимо двигательных способностей у подростков развиваются волевые качества личности, произвольная регуляция поведения, формируются нравственные качества.
Большой потенциал заложен в таких мероприятиях, как дни здоровья. Общение учащихся с педагогами в неформальной атмосфере способствует возникновению доверительных отношений. Дни здоровья стимулируют интерес детей и побуждают их к активному участию в деятельности.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранения здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья учащихся и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.
Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования самой важной базовой характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных,- здоровья.
Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных конфессиональных и других отличий.
Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Программа опирается в своих положениях на:
- Конвенцию ООН о правах ребенка;
- Конституцию Российской Федерации;
- Федерального закона Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.»;
- Национальную доктрину образования Российской Федерации;
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО.
- Инициативу «Наша новая школа».
Основной стратегической целью программы «Здоровье» образовательного учреждения на 2021-2025 годы является содействие всем участникам образовательного процесса в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
- совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;
- организация методической поддержки педагогам в реализации цели программы;
- разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствования здоровьесберегающих инновационных технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей;
- обеспечение формирования у учащихся мотивации к стремлению заботиться о своем здоровье и умению вести ЗОЖ, у педагогов - мотивации к валеологизации учебно- воспитательного процесса, освоению валеологических технологий в учебном процессе, к деятельности по сохранению собственного здоровья, у родителей- мотивации совместной деятельности по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительской работы;
- установление эффективных путей взаимодействия с родителями, различными специалистами в области здоровьеобеспечения;
- построение диагностической системы отслеживания состояния здоровья детей в форме мониторинга.
2.Цели программы:
- создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
3.Задачи программы:
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
4.Функции различных категорий работников школы
1.Функции медицинской службы школы:
- проведение диспансеризации учащихся школы;
- медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
2.Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация преподавания вопросов на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
5.Участники программы:
- учащиеся
- педагогическое сообщество
- родители.
- социальные партнеры
6.Сроки и этапы реализации программы:
І этап - 2021 – 2022 гг.
ІІэтап - 2022 – 2023гг.
III этап – 2023-2024 гг
IV этап – 2024 – 2025 гг
1 этап - определение концептуальной линии развития ОУ (1 год):
- анализ уровня заболеваемости(включая диагностику аппаратно-программным комплексом для предварительной доврачебной оценки и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья школьников АРМИС), динамики формирования отношения к вредным привычкам;
- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – формирование научно-методической базы ОУ здоровьесберегающего типа (1 год):
- совершенствование материально-технической базы ОУ;
- создание «Центра здоровьесберегающей педагогики» школы;
- разработка научно-методических положений программы здоровьесберегающего образования;
- подбор диагностических методик для определения индивидуального профиля учащегося;
- программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся
- разработка «Дневника здоровья учащегося»
3 этап – разработка программ деятельности здоровьесберегающего образовательного учреждения (1 год):
- внедрение программ психофизического сопровождения образовательного процесса в ОУ;
- разработка методов диагностики уровня здоровья на базе «Медицинского кабинета» школы;
- разработка программы обучения педагогов технологиям здоровьесбережения и индивидуализации обучения;
- обобщение передового педагогического опыта и разработка учителями собственных здоровьесберегающих образовательных технологий с последующим внедрением их на уроках.
4 этап – разработка моделей индивидуализации обучения
- работа инновационной группы учителей ОУ по разработке и внедрению технологий здоровьесбережения на основе индивидуализации обучения;
- обобщение передового педагогического опыта и разработка учителями собственных технологий индивидуализации обучения с последующим внедрением их на уроках
4 этап – практическая реализация программы развития ОУ здоровьесберегающего типа.
- Работа педагогов всех МО школы по внедрению технологий здоровьесбережения и индивидуализации обучения;
- Проверка результативности внедряемых здоровьесберегающих образовательных технологий и технологий индивидуализации обучения
- Разработка программ самоаудита здоровьесберегающей деятельности ОУ;
- Публикация полного пакета материалов функционирования собственного здоровьесберегающего ОУ
Общее представление о здоровьесберегающей среде
в образовательном учреждении
Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию здоровьесберегающей деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательного учреждения:
- Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм
- Учет возрастных особенностей обучающихся
- Режим учебно-познавательной деятельности
- Организация питания
- Социально-педагогические условия обучения
Слагаемые здоровьесберегающей среды:
- Родители, их взаимоотношения с ребенком
- Школьная среда
- Организация и содержание внеучебного времени
- Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках)
- Психологическая среда (общение с учителями и учащимися)
- Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы)
Условия формирования здоровьесберегающей среды
в образовательном учреждении :
- Позиционирование ОУ в качестве здоровьесберегающего учреждения
- Разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ
- учет в любом решении ОУ аспектов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников
- проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья
- учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы
Основные блоки здоровьесберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья в школе:
Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся предполагает:
• ведение дневника здоровья каждого школьника, что позволяет видеть статистику состояния здоровья по школе в целом:
• регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся:
• использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний
• обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах
• создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
• составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
• проведение физкультминуток;
• гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
• четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
• планомерная организация питания учащихся;
• реабилитационную работу:
обязательное медицинское обследование, медицинские осмотры
соблюдение мероприятий производственного контроля
Блок просветительско-воспитательной работы предполагает:
• организацию «Дней здоровья», внеучебной деятельности и воспитательной работы здоровьесберегающей направленности;
• включение в учебный план образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:
• соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки;
• использование приемов индивидуализации обучения;
• строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических средств в учебном процессе;
• использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
• предупреждение проблем развития ребенка;
• обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
• развитие познавательной и учебной мотивации;
• формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
• совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
• организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
• привлечение системы кружковой, внеклассной и внеучебной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;
• организация динамических перемен, физкультпауз на уроках;
• эффективная работа с учащимися всех групп здоровья, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Блок здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения предполагает:
• соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;
• наличие в образовательном учреждении состава специалистов, обеспечивающих здоровьесберегающую работу
• оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, медицинского кабинета, стоматологического кабинета, центра здорового питания.
Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями предполагает:
• проведение в образовательном учреждении постоянно действующих лекториев в рамках Агитпоезда «За здоровы образ жизни и счастливую семью» по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья;
• повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения;
• обеспеченность образовательного учреждения необходимой научно-методической литературой
Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения
Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровьесберегающей деятельности.
• Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего образовательного учреждения
• Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций
• Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе
• Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования
• Организация самоаудита школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы
Раздел 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре образовательного учреждения.
• Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы
• Организация питания обучающихся
• Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму образовательного учреждения
• Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению
• Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения.
Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.
• Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса
• Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
• Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса
Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения
• Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного учреждения
• Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении
• Физвоспитание в режиме дня школы
• Внеклассная физкультурно-спортивная работа
• Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения нормативов двигательной активности
• Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения
Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся.
• Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока
• Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни обучающихся
• Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе образовательного учреждения.
Раздел 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся
• Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
• Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся
• Организация безопасной поддерживающей образовательной среды
Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся)
• Организация медицинского обслуживания обучающихся
• Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся
Раздел 8. Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов.
• Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ
• Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья
• Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся
• Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов образовательного учреждения.
Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения:
Цель данной работы: привитие норм здорового образа жизни на основе отказа от вредных привычек, соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил природы
- Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровьесберегающие технологии)
- Требования к материально-техническому состоянию здания школы; организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов
- Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежании переутомления
- Организация рационального питания обучающихся – пища должна быть полноценной по химическому составу. Быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава
- Соблюдение общего режима дня обучающихся – режима двигательной активности, режима питания и сна
- Формирование здорового образа жизни
- Личная и общественная гигиена; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование одноразовых салфеток при чихании и кашле и т.д.
- Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций
- Средства двигательной направленности (здоровьесберегающие технологии физкультуры и спорта)
- Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений
- Физкультминутки на уроках и подвижные перемены
- Различные виды оздоровительной гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура
- Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги и др.
- Медико-диагностические средства контроля за состоянием здоровья обучающихся (физиологические здоровьесберегающие технологии)
- Работа «Медицинского кабинета» (доврачебный скрининг с выявлением проблемных зон здоровья)
- Средства организации благоприятной психолого-педагогической среды ОУ (психологические здоровьесберегающие технологии)
- Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик
- Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития
- Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса (здоровьесберегающие образовательные технологии)
- Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс
- Системный подход к организации образовательной деятельности
- Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов здоровьесберегающей направленности для всех ступеней обучения
- Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию ЗОЖ)
- Организация просветительского лектория
- Культурно-массовые мероприятия
- Работа с семьей обучающегося ( пропаганда здорового образа жизни через систему занятий в родительском лектории)
- Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии)
Модель личности ученика.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности . В качестве основополагающей линии развития нашей школы в этом направлении выбрана концепция здоровьесберегающего образования. Школа должна стать «антропоцентричной», т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик, и, соответственно, все способы и формы организации школьной жизни подчинены целям его всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в здоровьесберегающей школе существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ученику большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровьесбережения. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогической деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями:
- вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения;
- дифференциацией обучения;
- индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихся;
- разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с особенностями развития
Сотрудникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения учащихся.
Для этого была создана прогнозируемая модель личности ученика:
Модель выпускника первой ступени обучения |
Модель выпускника второй ступени обучения |
Модель выпускника третьей ступени обучения |
|
-знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; -владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. |
- знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; -умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; -поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;- гигиена умственного труда. |
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; -способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда. |
|
Реализация программы направлена на формирование у учащихся
культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
- проведение совещаний, педагогических советов школы;
- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
План деятельности по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки |
Планируемый результат и выполнение |
1. |
Медицинское направление. |
|
|
|
1.1. |
Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. |
|
ежегодно |
Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. |
Проведение диспансеризации учащихся школы. |
Детская поликлиника №5, Областная детская клиническая больница |
ежегодно |
|
1.3. |
Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов. |
ежегодно |
План медосмотров |
|
1.4. |
Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. |
ежегодно |
План медосмотров |
|
1.5. |
Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. |
ежегодно |
план прививок |
|
1.6. |
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. |
Классные руководители , м/сестра |
ежегодно |
Классные журналы |
1.7. |
Анализ случаев травматизма в школе.
|
заместитель директора по ВР |
ежегодно |
Материалы отчетов |
1.8. |
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. |
Классные руководители, заместитель директора по СР |
ежегодно |
материалы отчетов |
1.9. |
Контроль за качеством питания и питьевым режимом. |
Директор, представители родительского комитета |
ежедневно в течение года |
|
1.10. |
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
|
Заместительдиректора по АХР, учителя, зам директора по УВР |
ежедневно в течение года |
|
1.11. |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) |
заместитель директора по УВР |
ежегодно |
справка по оценке расписания |
1.12. |
Постоянный контроль за школьной столовой. |
директор школы, |
ежедневно в течение года |
|
2. |
Просветительское направление |
|
|
|
2.1. |
Организация просветительской работы с родителями через родительские собрания |
заместитель директора по УВР |
ежегодно |
график проведения родительских собраний |
2.2. |
Разработка и внедрение тематических родительских собраний по здоровому образу жизни. |
заместитель директора по СР |
ежегодно |
тематика собраний |
2.3. |
Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. |
администрация школы |
ежегодно |
план работы |
2.4. |
Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. |
администрация школы |
ежегодно |
план работы |
2.5. |
Подготовка и проведение педагогических советов по теме «Формирование здорового образа жизни» |
заместители директора |
ежегодно |
протокол педсовета |
2.6. |
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ). |
заместитель директора по ВР |
ежегодно |
план работы |
2.7. |
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. |
заместитель директора |
ежегодно |
план работы |
2.8. |
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры. |
учителя-предметники |
в течение года |
планы уроков |
3. |
Психолого-педагогическое направление. |
|
|
|
3.1. |
Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; - разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения. |
Педагог-психолог, классные руководители |
ежегодно |
диагностические исследования |
3.2. |
Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» |
заместитель директора по УВР |
|
материалы конференции |
3.5. |
Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. |
учителя-предметники |
ежегодно |
планы уроков |
4. |
Спортивно-оздоровительное направление. |
|
|
|
4.1. |
Организацию спортивных мероприятий.
|
учителя физической культуры |
ежегодно |
план работы |
4.2. |
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. |
заместитель директора |
ежегодно |
план работы кружков и секций |
4.3. |
Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. |
заместитель директора по ВР |
ежегодно |
план работы |
5. |
Диагностическое направление |
|
|
|
5.1. |
Мониторинг состояния здоровья детей. |
руководитель МС |
ежегодно |
результаты мониторинга |
5.2. |
Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития». |
руководитель МС, психолог. социальный педагог |
ежегодно |
материалы семинара |
Календарный план реализации программы здоровьесбережения
Сентябрь
- Организация дежурства по школе и по классам.
- Налаживание работы кружков и секций, организация внеурочной деятельности.
- Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
- Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
- Организация питания учащихся.
- Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
- «Уроки чистоты».
- Проведение внутришкольных и участие в районных, городских,областных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
- Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
- Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
- Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
- Организация работы спецгруппы.
Октябрь
- Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
- Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
- Подготовка классов к зиме.
- Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районных, городских, областных спартакиадах.
- Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
- Физкультминутки (ежедневно).
- Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
- Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
- Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
- Экскурсии.
- Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
- Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
- Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.
Декабрь
- Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
- Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
- Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
- Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
- Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
- «Весёлые старты».
- Физкультминутки и динамические паузы.
Февраль
- Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
- День защитника Отечества.
- Физкультминутки и динамические паузы.
Март
- Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
- Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
- Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
- Всемирный день здоровья.
- Операция «Милосердие», операция «Память».
- Благоустройство школьной территории.
- День здоровья.
- Динамические паузы, физкультминутки.
Май
- Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
- Мероприятия, посвященные годовщине Победы в ВОВ.
- «Весёлые старты».
- Проведение экскурсий на природу.
- Презентация уроков чистоты.
Июнь
- Международный день защиты детей.
- Всемирный день защиты окружающей среды.
- Работа по плану летних каникул.
Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ
по ступеням образования
Ступень |
Уровень |
Задачи педагогов |
Прогнозируемые результаты |
|
Начальное звено: 1-2-е классы |
Примитивно- поведенческий |
Формирование навыков санитарно- гигиенической культуры |
Отсутствие вредных привычек |
|
3-и классы |
||||
Приобщение к гигиенической культуре |
||||
4-е классы |
Организация здорового образа жизни |
|||
Среднее звено: 5-6-е классы |
Эмоциональный |
Приобщение к здоровому образу жизни |
Стремление к ведению здорового образа жизни |
|
7-8-е классы |
Формирование полового самосознания и здорового образа жизни |
|||
9-11-е классы |
||||
Воспитание грамотного отношения к медико- профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека |